Ответственность за нарушение прав потребителей

Законом о защите прав потребителей, предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, заключающаяся в том, что при неисполнении продавцом, исполнителем норм указанного закона – наступают финансовые санкции, стимулирующие виновную в таком нарушении сторону осуществлять свои коммерческую деятельность в интересах потребителей.

Законом предусмотрена ответственность в виде неустойки за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (устранения недостатков товара, замены товара с недостатками и т.д.). Так в том случае, если продавец, при обоснованных претензиях потребителя по возврату некачественного товара и выплате денежных средств уплаченных за него отказывается сделать это, то по истечении 10 дней, с момента предъявления письменной претензии, потребитель вправе требовать выплаты неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки. Размер такой неустойки законом не ограничен и может превышать стоимость товара.

Ответственность продавца (исполнителя) наступает и в том случае ели он не предоставил покупателю полную и достоверную информацию о товаре (работе, услуге). В том случае если это привело к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в его собственности (владении).

Позиция судов в делах такого рода заключается в том, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний.

Ответственность за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара выражается в выплате потребителю за каждый день просрочки неустойки в размере 1/2 процента суммы предварительной оплаты. Сумма неустойки за это нарушение, не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), он несет ответственность в виде неустойки в размере трех процентов цены работы (оказания услуги) за каждый день просрочки. Сумма такой неустойки ограничена – она не может превышать стоимость заказа.

Если работа сделана некачественно, то потребитель по своему усмотрению может выбрать либо устранение недостатков в определенный срок, либо денежную компенсацию, либо потребовать вернуть уплаченные деньги.

Законом предусмотрено, что продавец (исполнитель) должен возместить потребителю все убытки причиненные ему вследствие нарушения норм закона о защите прав потребителей.

Убытками в силу статьи 15 ГК РФ являются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Убытки подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законом или договором.

Если продавец игнорировал предъявленные ему претензии, и потребитель был обратился за консультацией к юристу, то документы по оплате услуг юриста могут служить доказательством понесенных ему убытков.

Потребитель при расчете убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, вправе так же потребовать выплаты ему разницы в стоимости такого товара, установленной договором купли-продажи, и стоимостью такого товара на момент удовлетворения его требований о взыскании денежной суммы уплаченной за товар ненадлежащего качества.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченную организацию, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказался в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то в случае обращения в суд и удовлетворении этих требований судом, с него в пользу потребителя будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.